Дэль 鈴 (ikadell) wrote,
Дэль 鈴
ikadell

Categories:

Мексиканский дневник.



Утром за нами пришел Давид, тот, что вёз нас из аэропорта в пятницу - с совершенно севшим голосом. Сказал, что это из-за того, что вчера он вел экскурсию и орал. Бедолага. Сперва он ультимативно заявил, что нам нравятся церкви (видимо, ему так сказала хозяйка туристической службы Мождех, которой явно сказал Альваро - а всё, что мы сделали, это попросились в одну из них зайти... simonff думает, что это на одну больше, чем туристы в среднем, и разразился проповедью на полтора предложения о моделях людей в чужих головах).

Давид нас повел смотреть какую-то невнятно-ортодоксальную церковь, которая оказалась закрыта. Он рассказывал много, очень эмоционально, и кашей - в результате, в голове оставалась именно она. Про церковь мы поняли, что она была построена францисканцами, который приехали первыми и захватили самые хлебные для проповедей места, и когда в городе разрушали здания, церкви щадили, и эта осталась. На церкви был крест с тем, что нам поначалу показалось ласточкиными хвостами, но теперь я думаю, что это просто стилизованное изображение нашего двуглавого приятеля из прошлой главы (почему - см. ниже).



Мы так и не поняли, в чем был прикол про церковь, и отправились в замок и расположенный рядом с ним музей антропологии.

Поехали на метро, и это было интересно. Метро тут похоже на нью-йоркское, только светлее, сильно чище (нам постоянно попадались уборщики), поезда ходят очень часто.




Музей располагался рядом с довольно большим ботаническим садом, который мы обогнули по параболе (видели только пыльные листья через решетку) - но прежде, чем войти в собственнно музей, свернули поглядеть - как раз подходило время - своеобразный обряд под названием "danza de los voladores" - это танец, который на данный момент делается для туристов, связан с урожаем, и состоит в том, что на веревках с шеста спускаются вниз головами люди, синхронно кружась: двое из четверых задают темп вращения, а двое играют на флейте и барабанчиках.

Вот, как оно выглядит в стадиях:











Спустились, отвязали пояса, и пошли по своим делам - а рядом тусовался колдун, как же без него...



В замок мы так и не попали, потому что начали с антопологического музея, где и закончили. Идти в музей антропологии с человеком, который пишет диплом по сельскохозяйственным обрядам было бы отличной идеей, если бы он не пытался рассказать сразу всё, и как можно детальнее. Мы только вчера узнали про то, какие бывают доиспанские цивилизации, а он нам давай с подробностями про отличие двадцати пяти диалектов у майя, основные теории... В общем, из музея мы запомнили не так уж много.

Реконструкция того, что с шипением и брызгами вырывалось из Давида, который водил нас по музею прихотливым зигзагом, не имеющим отношения к хронологии, производится по осколку пяточной кости с помощью такой-то матери и интернета. Я тоже не готов вписать всю историю доиспанской Мексики в один пост, поэтому выбираю что запомнил, и будут лакуны. Знающий народ особо прошу дебагить.

Первая экспозиция там как везде - с мамонтами, охотой на, и там же стенд насчет деформирования черепов, а также с какими-то картами миграции населения - о, как Давид любит карты! он тормозил перед каждой, и еще в айпаде с собой целую презентацию! В истории коренных индейцев есть пять периодов, из которых нас интересуют три: доклассический, классический и постклассический период, последний из которых заканчивается испанским вторжением.

Всё начиналось в доклассический период с ольмеков; они жили больше на юге, в районе Веркарус, и добывали обсидиан, который затачивали при помощи твердых камней, оставшихся после извержения, и делали наконечники для всего. От них остались огромные головы, числом около семнадцати, из которых в музее представлена одна. Давид утверждает, что голова не в шапке, а в короне, потому что сзади видно застежку, а просто у нее деформирован череп. Кстати, голова сзади плоская, как будно предназначена быть прислоненной к ровной поверхности. Давид привлек внимание к тому, что лицо негроидного типа: вывернутые губы, мясистые щеки, и рассказал про теорию распостранения рас, которую мы забыли. Описываю детально оттого, что сфотографировать не вышло, так что вообразите сами.

Про религию их нам толком не известно, но к ним восходит бог огня, который изображался в видел мелкого существа с корзиной на голове, в которой были угли. У меня есть две картинки, соответствующие этому описанию - вероятнее, что он на первой, однако, вторая симпатичнее, поэтому выкладываю обе:





Были также какие-то протобоги-полуобортни, в основном в ягуаров. Ольмеки потихоньку пришли в упадок, и в классическую эпоху расцветал в основном Тихуакан и Юкатан, где майя.


В центральной Мексике главным городом был Теотихуакан, про жителей которого толком ничего не известно - название это дадено ацтеками, и значит "Месторождение богов". Он был огромный, уже с многоэтажными жилыми домами (туда мы ездили, и про него будет особый рассказ), и когда ацтеки пришли на руины этого, они его просто органично вписали в свои мифы. В Теотихуакане был культ Тлалока, бога дождя и жены его, богини земных вод; супруга изображалась безо всяких опознавательных знаков, а Тлалок - с огромными глазами и зубами.
Вот, например. Предупреждая вопросы: нет, он не доедает осьминога, хотя я тоже так подумал.



Они считали, что Тлалок живет во чреве горы, там же текут реки, и туда попадают после смерти, совершив небезопасное подземное путешествие.



Оценили, что у него не птичья морда, а головное украшение размером с самого Тлалока?



Под горой у них незатейливый рай, с кучей еды и воды, где можно развлекаться, и вокруг которого течет змея-река. Завитушки, вылетающие изо рта у людей означают речь, а если их много - поэзию или песню.



Смысла картинки внизу я не очень понимаю, но такое ощущение, что какой-то поэт совершенно великую песню выдохнул, не исключено, что награду за жертву - вон у него кровь из груди хлещет, и слезы текут...



Кетцалькоатля, который изображался уже пернатым змеем, и был богом дневного света (вероятно, унаследован в таком виде у ольмеков), почитали тоже и построили ему особый храм. Вон он, со своей змеюкой для метания, стоит над рекой подземного мира...



Теотихуакан развалился в районе 6 века до нашей эры, по причине толком не известной, и местность пришла в некоторое запустение.


Майя всю дорогу были отдельно, они зародились в Чиапас, на юге всего, жили на полуострове Юкатан и частично на территории современной Гватемалы. Они добывали нефрит и жадеит, из которых делали украшения, и продавали на север. Майя были вовсе не бедные мирные ребята, пожранные гадами-ацтеками, как принято считать - сохранилось несколько картинок с жертвоприношением жены правителя, которая пронзает себе язык и щеки специально зазубренной иглой, принося кровь в жертву (видимо, прося победы); другая, с воинами, готовящимися к битве, и третья, где побежденным воинам вырывают ногти, которую я фотографировать не стал, ну их в баню.





А вот это довольно редкое изображение музыкальных инструментов - это другая часть фрески с ногтями, где шествие по случаю победы - и видно, что у них были по крайней мере маракасы и какое-то подобие лир:



У майя была последовательность империй, которые потихонечку тоже стали загибаться, хотя люди продолжали жить и торговать, и к 8-9 веке там оставались небольшие населенные пункты и заросшие джунглями храмы. Кетцалькоатль к ним тоже уже заполз, но изображался в виде змея, и на его изображениях стала появляться раковина.

Раковина вообще была вещь дорогая и редкая, так как хрупка и водится только на берегу: вот пример украшения, которому в нашей культуре соответствовала бы, наверное, золотая кольчуга:



В музее есть небольшой садик под открытым небом, где стоит огромный памятник вытащенный откуда-то из земель майя, изображающий брюхо горы, картины подземного, земного и небесного мира, и сидящего правителя.





А это Чак-Моль, майянский Тлалок - похож на статуэтки тлалочьих вестников, правда? Связь культур, все дела.




Примерно в 11 веке началась цивилизация тольтеков. Основным их городом была Тула (примерно в часе езды на север от развалин Теотихуакана), и они жили на территории центральной Мексики, чуть севернее бывшего Теотихуакана. У них был культ Тлалока и Кетцалькоатля, потому что он был у всех нормальных людей вокруг. Из того, что в Чечен-Итце есть постройки, похожие на тольтековские и предшествующие конфликтам, заключают, что они имели дело с майя до вторжения: в Туле и у майя нашли атлантов, аналогичных европейским, поддерживающих постройки.





Тольтеки сколько-то бодались с майя, дробились, расселялись, и в какой-то момент тоже отцвели.



Не знаю, что это за Лаокоон, но уж очень морда выразительная.




Тем временем, на развалины Теотихуакана в 1250 году прокрались ацтеки, которые искали воду. Последовательность событий выглядела так: самые большие города, на тот момент, были вокруг озера. Ацтеки стали обживать место, начиная с холма на западном берегу: их оттуда выгнали местные, но позволили жить на плохой земле по соседству, и их приютил местный король, потомок тольтеков. Тогда король ацтеков женился на дочери этого местного - который по соседству - короля. Однако, чтобы дева присоединилась к божествам, ее принесли в жертву (логично?), и на какой-то праздник жрец явился в ее коже. Тогда их выгнали и с плохой земли, и им ничего, не оставалось делать, как перебираться на остров - где conveniently приземлился на кактус орел со змеей. Цивилизация разрослась, и они построили свой город с блекджеком и пирамидами, считая тольтеков предками и заимствуя у них всякие хорошие идеи.

Примерная модель ацтекского города:



Картинка, кажется, со стены пирамиды Ягуаровой Стражи.



Обосновавшись и обжившись, эти милые ребята устроили храмы, и принялись за описанные в предыдущем дне бесчинства.

В музее есть стела с воином, который держит дротик особым способом, двумя пальцами, который позволяет метать его дальше.





Я попробовал, но так и не вкурил, почему это удобнее. Разве что замах в чем-то адекватнее, но тогда непонятно, какого размера должен быть дротик, чтобы это дало ощутимый перевес в бою, и если он такого размера, кому он вообще опасен.

Пресловутый календарь майя (тм), кстати, это не календарь, и не майя, а камень для жертвоприношения, и ацтеков - его начали резать и украшать, но он треснул сбоку, и его бросили.



Трещину сбоку видно довольно хорошо. Вон еще один такой же лежит:



Давид говорит, что эти камни использовались для какого-то аналога гладиаторских состязаний.


А вот это кольца для храмобола, привет Роулинг...




В том же зале стоит каменное изображение змееголовой мамаситы, пояс спереди и змеюбку сзади придерживают кокетливые черепушки. Как отличить перед от зада? Спереди ноги, сзади хвост. Жуть стремная, правда? Надо сказать, если фигура сделана хоть с каким-то соблюдением масштабов по отношению к черепушкам, росту богиня не офигеть высокого...






Сейчас будет довольно дурная фотография, но это надо видеть: это торжественный убор для процессий Монтесумы:



Копия. Оригинал хранится у австрийцев, и они недавно отказались менять его на какую-то кушетку дома Габсбургов,
принадлежавшую Максимилиану. Я их понимаю.


На втором этаже музея - раздел прикладных искусств и этнографии, туда мы доползли уже нога за ногу. Этнографические части музеев более или менее все на один лад, из особенного тут было только вот что:

Во-первых, чаша для святой воды с изображением кругового змея - явно ему просто отбили обе головы.



Но есть штука и поинтереснее - крест со змеиными головами в обе стороны, церковный, настоящий.



Для сравнения - вот произведение куда более раннее, ацтекское:



Правда, логика прослеживается?


Много было всякого рода предметов ремесла, у большинства народов схожих, были местные музыкальные инструменты, в частности - горизонтальная арфа, среднее арифметическое между моей Ровеной и японским кото,



и одна затейная лютня из броненосца (эдакая Архилохова черепаха):




Отдельно отличные (совершенно офигительные, я там минут двадцать провисел) бисерные работы индейского племени, которое употребляет в ритуальных целях пейотль. Давид говорил, что у них на этом месте некоторое непонимание с властями, потому что это, как ни крути, наркотик - а мастера кричат, что без пейотля не могут оддерживать традицию и воображать бисерную раскладку во всём необходимом объеме и разноцветье без смещения точки сборки.







Я сам по бисеру когда-то немало ткал, и имею сказать, что без нарисованной схемы это дофига нетривиально, так что логика запроса мне понятна; а Давид с горечью помянул правительство, которое во всё лезет и всё портит...


Уже в коридоре, скромно и не бросаясь в глаза, висит картина, сделанная по принципу мандалы, из цветного песка, и заклеенная так, что стоит вертикально.




После музея времени на замок не осталось, и мы пошли на площадь, встречаться с Митци.
Это история про шесть рукопожатий, как она есть: один симпатичный иранец, с которым мы иногда танцуем аргентинское танго в нашей местной корейской церкви, узнав, что мы едем в Мексику, кинул у себя на страничке клич, познакомил меня таким образом с Кристиной, а через нее - с Митци, которая живет в ДэЭфе, и была готова по рекомендации через третьи руки тусить вечером с двумя незнакомыми грингос, которые по-испански так себе. Мы решили встречаться на площади, потому что где еще - и обрели неожиданный бонус: оказалось, что каждые выходные там церемония снятия и повешения флага, с солдатами, которые поют песню, барабанщинками и горнистом.













Народу посмотреть собирается немалая толпа, и хорошо что мы встретились прежде, чем нас разогнали по периметру.




Митци очаровательная, докторит по токсикологии, а ее младший братишка Мануэль, который тоже прибежал тусоваться - студент, изучает здравоохранение. Он, герой, квартирует с сестренкой, чтобы ей не жить одной, а то мало ли что, и ездить учиться два часа в один конец каждый день. Мы пошли шляться, добрели мимо оперы до памятника президенту Бенито Хуаресу - белый, шикарный, очень чистый. Мануэль рассказывал, что уборщики ходят выковыривают жвачку из трещин и соскребают всякое (вот ведь, граждане несознательные, нашли где мусорить!), а я думал о том, что в Нью-Йорке подобный свадебный торт совершенно немыслим, он оказался бы тёмен от смога и запачкан через пару дней после установки, хотя смога тут не в пример меньше...



Памятник задней частью своей выходит на край старейшего в городе парка. Парк - очень чистый, с дорожками и фонтанами, совершенно европейский, очень толково разбит:



Мы с удовольствием через него прошлись, и отправились к монументу революции, о котором Мануэль сказал фразой из учебника: "он очень важен для нашей культуры", и полезли наверх. Там изрядно фонтанов, довольно красивых, с подсветкой, детворе на радость:





Сам монумент выстроен по принципу Триумфальной Арки, только с каким-то луковичным куполом - сверху виден город, ребята нам показывали где что.





Тем временем, стемнело, мы поймали такси, которых там водится во множестве, и вместе отправились обедать в кафе Такубу (ужасно славное). Мы собственно, сидели трепались, и поддразнивали Мануэля, который заказал шоколад с маисом, когда вдруг пришли живые музыканты о шести гитарах разного размера, от укулеле до полуконтрабаса, и отлично запели на голоса. Мы расстались с ребятами уже в ночи, у метро, и вернулись в отель, до которого было довольно близко - вообще, затея жить в гостинице в центре это правильно, а на улицах там довольно безопасно, если держаться улиц известных и освещенных.














Tags: peregrin
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments