В ЧтоГдеКогде бывают нередко вопросы по детским книгам. После того, как я не смог идентифицировать фразу "придумать рифму к слову пакля" и в менее добросердечной команде был бы несомненно подвергнут остракизму я решил, что эдакий пробел в образовании недопустим, и как-то, будучи в том состоянии сознания, когда люди играют в компьютерные игры, смотрят в мигающую картинку телевизора или просто пьют, сел прочесть эпопею относительно приключений Незнайки. А сегодня собрался записать впечатление - просто чтобы было.

Сперва я решил, что это блестящая пародия на соц-утопию, умело замаскированная под детскую книгу. Для контроля прочитал престранную повесть под названием "Витя Малеев в школе и дома", понял что, кажется, нет, не пародия.
Основная сюжетная линия истории сводится к тому, что главный герой, путем довольно хитрого мистического квеста*, приобретает волшебную палочку, отправляется в путешествие и попадает в Солнечный город. Постмодернист во мне радостно навострил уши в ожидании доминиканской теократии и смертной казни за ношение высоких каблуков, но все оказалось еще интереснее.

Согласитесь, навряд ли существует литературный жанр, способный рассказать о бытовых особенностях окружающих автора столь же полно, как утопия (вспомнить хоть алюминиевую посуду из сна Веры Павловны).
Итак, в Солнечном городе путешественники наблюдают вращающиеся дома. Логика архитектора: если в доме окна все время на север, солнца человеку мало. А если дом потихоньку вращать, то у всех в течение дня будет сколько-то солнца. Конечно, возникают проблемы - человек видит солнце несколько раз на дню, путает время дня из-за того, что дом повернулся - ну да ничего, так все равно лучше.
А ведь под этим целый пласт советской реальности: комната с окном на север это вечно мрачное темное помещение, в котором не живут цветы и не бывает света. Квартира - это то, что случается с советским человеком один раз в жизни, и вся она окнами в одну сторону... Согласитесь, вращающийся дом может придумать только человек, прикованный навсегда к хрущовке, человек, которому не придет идея в городе его мечты, где он определяет правила, просто сделать просторные квартиры с окнами в разные стороны, или поселить людей в отдельных домах.

У главного героя с уроженкой города в какой-то момент происходит следующий разговор: он говорит вот, хорошо вам, пошел в магазин и взял все, что хочешь - а у нас если тебе нужны, скажем, брюки, ты идешь к портному. Но он же не может тебе брюки просто так отдать, тогда ему придется шить на всех, а сам он без обеда останется. Допустим, ты принес ему грушу, а он тебе говорит - мне нужен стол. Ты идешь к столяру, но ему не нужна груша - он хочет топор. Ты идешь к кузнецу, и тут оказывается, что столяр добыл топор в другом месте и ты сидишь без штанов, но с топором. И некоторые заболевают скопидомством: тащат в дом все что попало на случай размена, у них образуются большие кучи хлама. Все об этом знаю, и иногда приходят взять что-нибудь нужное, дмая что хозяин не заметит. Скопидомы, правда, обычно замечают и подымают такой крик...
Не есть ли это проекция того, как чувствовал себя в советское время человек, приехавший в город из деревни, где а сельпо один березовый сок, а люди живут бартером? И натурально, хватают все, что могут на случай размена... я сам не знаю, и спросить некого. Just a thought.

В конце концов, город захватывают стиляги, и ему грозит полный апокаляпсус, но к счастью возникает волшебник ex machina, которого главный герой просит: "скажи, а нельзя сделать все как было, а то я чё-то кажется навалял, и артефакт угробил" - и волшебник говорит: "ну конечно, сейчас я все поправлю, а ты поедешь домой."

Я наверное очевидные вещи говорю, но сам понял не так давно - утопия это не про утопию, а про жизнь автора и сокровенные чаяния его.
По этому поводу sciuro, с которой я поделился рассуждением, сказала: что-то похожее происходило с Теофилом Нортом, верно? А ведь и правда.

_________________________________________________________________
Квест состоит в том, что герой должен совершить три хороших поступка подряд без того, чтобы думать при этом о приобретении артефакта. Куда там белой обезьяне! Бедняга, который, как герой из неприличного анекдота, всегда об этом думает, оказывается перед изрядной дилеммой, и только когда он перестает, по сути дела, верить в артефакт, и довольно случайно совершает серию незначительных действий, он получает артефакт из рук волшебника.

UPD: akteon в комментариях по другому поводу еще чудесно сказал: "Если суммировать смысл двух книжек в одной фразе, то выяснится, что для того, чтобы разнести коммунистическое общество в полный драбадан, достаточно трех ослов, а вот для того, чтобы что-то сделать с капитализмом, нужно вторжение инопланетян."
 
Закладки: :
31 May 2010 ; 11:57 am
 
 
( Post a new comment )
From:crusoe
Date:2010-05-31 07:16 pm (UTC)
(Link)
Мне кажется, элементы Носова имеют несколько иное происхождение. Вращающиеся конструкции - одна из придумок конструктивистов. Так "башня Татлина" должна была иметь вращение; вращался по проекту Ленин на дворце Советов. Отмечу, что "Незнайка в Солнечном городе" вышел в 1958 году, когда теперешние хрущобы казались раем земным - после подвалов, бараков, коммуналок.

Что касается товарообмена, это преискуснейше обработанные страницы учебника политэкономии - классической, марксистской. Из коллизии с портным - как говорят нам Адам Смит и Маркс - есть 2 выхода: 1) универсальный, промежуточный между портками и грушей товар, именуемый "деньги" или 2) товарное изобилие, когда товар-посредник не нужен. Эти вещи учили тогда в школах.

Дописка: подчеркну - учтите год, 1958. Это не бегство от советской действительности. Это, натурально, самая позитивная утопия на волне тогдашнего подъёма, оттепели - даже весны. Там очень много от раннего хрущёвского периода.

Edited at 2010-05-31 07:21 pm (UTC)
 
?

Log in

No account? Create an account