В ЧтоГдеКогде бывают нередко вопросы по детским книгам. После того, как я не смог идентифицировать фразу "придумать рифму к слову пакля" и в менее добросердечной команде был бы несомненно подвергнут остракизму я решил, что эдакий пробел в образовании недопустим, и как-то, будучи в том состоянии сознания, когда люди играют в компьютерные игры, смотрят в мигающую картинку телевизора или просто пьют, сел прочесть эпопею относительно приключений Незнайки. А сегодня собрался записать впечатление - просто чтобы было.

Сперва я решил, что это блестящая пародия на соц-утопию, умело замаскированная под детскую книгу. Для контроля прочитал престранную повесть под названием "Витя Малеев в школе и дома", понял что, кажется, нет, не пародия.
Основная сюжетная линия истории сводится к тому, что главный герой, путем довольно хитрого мистического квеста*, приобретает волшебную палочку, отправляется в путешествие и попадает в Солнечный город. Постмодернист во мне радостно навострил уши в ожидании доминиканской теократии и смертной казни за ношение высоких каблуков, но все оказалось еще интереснее.

Согласитесь, навряд ли существует литературный жанр, способный рассказать о бытовых особенностях окружающих автора столь же полно, как утопия (вспомнить хоть алюминиевую посуду из сна Веры Павловны).
Итак, в Солнечном городе путешественники наблюдают вращающиеся дома. Логика архитектора: если в доме окна все время на север, солнца человеку мало. А если дом потихоньку вращать, то у всех в течение дня будет сколько-то солнца. Конечно, возникают проблемы - человек видит солнце несколько раз на дню, путает время дня из-за того, что дом повернулся - ну да ничего, так все равно лучше.
А ведь под этим целый пласт советской реальности: комната с окном на север это вечно мрачное темное помещение, в котором не живут цветы и не бывает света. Квартира - это то, что случается с советским человеком один раз в жизни, и вся она окнами в одну сторону... Согласитесь, вращающийся дом может придумать только человек, прикованный навсегда к хрущовке, человек, которому не придет идея в городе его мечты, где он определяет правила, просто сделать просторные квартиры с окнами в разные стороны, или поселить людей в отдельных домах.

У главного героя с уроженкой города в какой-то момент происходит следующий разговор: он говорит вот, хорошо вам, пошел в магазин и взял все, что хочешь - а у нас если тебе нужны, скажем, брюки, ты идешь к портному. Но он же не может тебе брюки просто так отдать, тогда ему придется шить на всех, а сам он без обеда останется. Допустим, ты принес ему грушу, а он тебе говорит - мне нужен стол. Ты идешь к столяру, но ему не нужна груша - он хочет топор. Ты идешь к кузнецу, и тут оказывается, что столяр добыл топор в другом месте и ты сидишь без штанов, но с топором. И некоторые заболевают скопидомством: тащат в дом все что попало на случай размена, у них образуются большие кучи хлама. Все об этом знаю, и иногда приходят взять что-нибудь нужное, дмая что хозяин не заметит. Скопидомы, правда, обычно замечают и подымают такой крик...
Не есть ли это проекция того, как чувствовал себя в советское время человек, приехавший в город из деревни, где а сельпо один березовый сок, а люди живут бартером? И натурально, хватают все, что могут на случай размена... я сам не знаю, и спросить некого. Just a thought.

В конце концов, город захватывают стиляги, и ему грозит полный апокаляпсус, но к счастью возникает волшебник ex machina, которого главный герой просит: "скажи, а нельзя сделать все как было, а то я чё-то кажется навалял, и артефакт угробил" - и волшебник говорит: "ну конечно, сейчас я все поправлю, а ты поедешь домой."

Я наверное очевидные вещи говорю, но сам понял не так давно - утопия это не про утопию, а про жизнь автора и сокровенные чаяния его.
По этому поводу sciuro, с которой я поделился рассуждением, сказала: что-то похожее происходило с Теофилом Нортом, верно? А ведь и правда.

_________________________________________________________________
Квест состоит в том, что герой должен совершить три хороших поступка подряд без того, чтобы думать при этом о приобретении артефакта. Куда там белой обезьяне! Бедняга, который, как герой из неприличного анекдота, всегда об этом думает, оказывается перед изрядной дилеммой, и только когда он перестает, по сути дела, верить в артефакт, и довольно случайно совершает серию незначительных действий, он получает артефакт из рук волшебника.

UPD: akteon в комментариях по другому поводу еще чудесно сказал: "Если суммировать смысл двух книжек в одной фразе, то выяснится, что для того, чтобы разнести коммунистическое общество в полный драбадан, достаточно трех ослов, а вот для того, чтобы что-то сделать с капитализмом, нужно вторжение инопланетян."
 
Закладки: :
31 May 2010 ; 11:57 am
 
 
( Post a new comment )
From:asper
Date:2010-05-31 05:13 pm (UTC)
(Link)
вообще-то "НнЛ" один к одному просто описывает Россию 90-х годов же.
From:ikadell
Date:2010-05-31 05:16 pm (UTC)
(Link)
Вот уж не согласен. Россию 90х годов я помню довольно четко, и ничего общего, кроме общей идеи, что за вещи следует платить деньги, коммунизма нет, а кто сильный, тот и прав, я между этими двумя реалиями не вижу...
From:asper
Date:2010-05-31 05:48 pm (UTC)
(Link)
жульнические "акционерные общества", беспредел ментов, монополисты, выживающие мелких предпринимателей...
стоп-стоп-стоп!
From:ikadell
Date:2010-05-31 09:11 pm (UTC)
(Link)
Ну, это очень общие категории. В этом смысле нарушения со стороны власть имущих и сильных мира сего одинаковые со времен древнего Египта, с поправкой на общественную формацию...
From:asper
Date:2010-05-31 09:20 pm (UTC)
(Link)
Ну, тут описывается именно "дикий капитализм", который как раз и наступил через тридцать лет в России, чего, конечно, ни Носов, ни его читатели ожидать не могли.
неубедительно
From:ikadell
Date:2010-05-31 10:42 pm (UTC)
(Link)
Не могу согласиться - разве что Вы определяете этот самый "дикий капитализм" в очень общих терминах.
From:asper
Date:2010-05-31 10:56 pm (UTC)
(Link)
ну вон в рукипедии на эту тему написано:

Описание лунного капитализма — это политическая сатира. По словам внука Николая Носова, Игоря Носова, «Незнайка на Луне» опередил время, став фактически описанием постперестроечных годов России, описав присущий им «дикий капитализм».

Кроме этого «пророческими» оказались описания следующих явлений

* Продакт-плейсмент товаров Спрутса, в газетах, принадлежащих Спрутсу
* Откаты — когда Скуперфильд предлагает взять со Спрутса 5 миллионов, а сам Спрутс, собрав с монополистов 3 миллиона, оставляет 1 миллион себе.
* Характерная реакция властей на любые нововведения.
* Сращивание олигархии и власти. Фактически власть в романе не показывается, а полиция исполняет приказы монополистов.


Не знаю, насколько эти термины общие.
From:ikadell
Date:2010-06-01 03:31 pm (UTC)
(Link)
То есть, если я правильно понимаю, Вы разделяете мнение внука Николая Носова, Игоря Носова на этот счет.
Ну, это сколько угодно.
 
?

Log in

No account? Create an account