В ЧтоГдеКогде бывают нередко вопросы по детским книгам. После того, как я не смог идентифицировать фразу "придумать рифму к слову пакля" и в менее добросердечной команде был бы несомненно подвергнут остракизму я решил, что эдакий пробел в образовании недопустим, и как-то, будучи в том состоянии сознания, когда люди играют в компьютерные игры, смотрят в мигающую картинку телевизора или просто пьют, сел прочесть эпопею относительно приключений Незнайки. А сегодня собрался записать впечатление - просто чтобы было.

Сперва я решил, что это блестящая пародия на соц-утопию, умело замаскированная под детскую книгу. Для контроля прочитал престранную повесть под названием "Витя Малеев в школе и дома", понял что, кажется, нет, не пародия.
Основная сюжетная линия истории сводится к тому, что главный герой, путем довольно хитрого мистического квеста*, приобретает волшебную палочку, отправляется в путешествие и попадает в Солнечный город. Постмодернист во мне радостно навострил уши в ожидании доминиканской теократии и смертной казни за ношение высоких каблуков, но все оказалось еще интереснее.

Согласитесь, навряд ли существует литературный жанр, способный рассказать о бытовых особенностях окружающих автора столь же полно, как утопия (вспомнить хоть алюминиевую посуду из сна Веры Павловны).
Итак, в Солнечном городе путешественники наблюдают вращающиеся дома. Логика архитектора: если в доме окна все время на север, солнца человеку мало. А если дом потихоньку вращать, то у всех в течение дня будет сколько-то солнца. Конечно, возникают проблемы - человек видит солнце несколько раз на дню, путает время дня из-за того, что дом повернулся - ну да ничего, так все равно лучше.
А ведь под этим целый пласт советской реальности: комната с окном на север это вечно мрачное темное помещение, в котором не живут цветы и не бывает света. Квартира - это то, что случается с советским человеком один раз в жизни, и вся она окнами в одну сторону... Согласитесь, вращающийся дом может придумать только человек, прикованный навсегда к хрущовке, человек, которому не придет идея в городе его мечты, где он определяет правила, просто сделать просторные квартиры с окнами в разные стороны, или поселить людей в отдельных домах.

У главного героя с уроженкой города в какой-то момент происходит следующий разговор: он говорит вот, хорошо вам, пошел в магазин и взял все, что хочешь - а у нас если тебе нужны, скажем, брюки, ты идешь к портному. Но он же не может тебе брюки просто так отдать, тогда ему придется шить на всех, а сам он без обеда останется. Допустим, ты принес ему грушу, а он тебе говорит - мне нужен стол. Ты идешь к столяру, но ему не нужна груша - он хочет топор. Ты идешь к кузнецу, и тут оказывается, что столяр добыл топор в другом месте и ты сидишь без штанов, но с топором. И некоторые заболевают скопидомством: тащат в дом все что попало на случай размена, у них образуются большие кучи хлама. Все об этом знаю, и иногда приходят взять что-нибудь нужное, дмая что хозяин не заметит. Скопидомы, правда, обычно замечают и подымают такой крик...
Не есть ли это проекция того, как чувствовал себя в советское время человек, приехавший в город из деревни, где а сельпо один березовый сок, а люди живут бартером? И натурально, хватают все, что могут на случай размена... я сам не знаю, и спросить некого. Just a thought.

В конце концов, город захватывают стиляги, и ему грозит полный апокаляпсус, но к счастью возникает волшебник ex machina, которого главный герой просит: "скажи, а нельзя сделать все как было, а то я чё-то кажется навалял, и артефакт угробил" - и волшебник говорит: "ну конечно, сейчас я все поправлю, а ты поедешь домой."

Я наверное очевидные вещи говорю, но сам понял не так давно - утопия это не про утопию, а про жизнь автора и сокровенные чаяния его.
По этому поводу sciuro, с которой я поделился рассуждением, сказала: что-то похожее происходило с Теофилом Нортом, верно? А ведь и правда.

_________________________________________________________________
Квест состоит в том, что герой должен совершить три хороших поступка подряд без того, чтобы думать при этом о приобретении артефакта. Куда там белой обезьяне! Бедняга, который, как герой из неприличного анекдота, всегда об этом думает, оказывается перед изрядной дилеммой, и только когда он перестает, по сути дела, верить в артефакт, и довольно случайно совершает серию незначительных действий, он получает артефакт из рук волшебника.

UPD: akteon в комментариях по другому поводу еще чудесно сказал: "Если суммировать смысл двух книжек в одной фразе, то выяснится, что для того, чтобы разнести коммунистическое общество в полный драбадан, достаточно трех ослов, а вот для того, чтобы что-то сделать с капитализмом, нужно вторжение инопланетян."
 
Закладки: :
31 May 2010 ; 11:57 am
 
 
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( Post a new comment )
From:fra_raimond
Date:2010-05-31 04:04 pm (UTC)
(Link)
Вы еще Незнайку на Луне почитайте. Вам, как жителю Бездуховной Обители Капитализма, будет крайне, крайне интересно, я гарантирую это!
I see dead people
From:ikadell
Date:2010-05-31 04:11 pm (UTC)
(Link)
Боюсь, Ваше пари проиграно, эн Раймон.
Незнайку на Луне я ниасилил.
Придумать хорошее, счастливое общество еще худо-бедно можно попробовать и на ровном месте, но чтобы придумать и описать дурное требуется все-таки или некоторое правдоподобие или некоторый талант.
Если бы Томас Мор решил поместить свою утопию под водой и описывать общественный строй русалок, исходя из смутного представления о том, что они живут в воде, у него ничего, кроме срама, тоже не вышло бы.

А отчего у Вас на юзерпике свинья?

Edited at 2010-05-31 04:15 pm (UTC)
From:rkatsyv
Date:2010-05-31 04:09 pm (UTC)
(Link)
Хехе. Ты почитай "Незнайка на Луне" ;)
From:ikadell
Date:2010-05-31 04:15 pm (UTC)
(Link)
см выше по нити:)
From:mochalkina
Date:2010-05-31 04:12 pm (UTC)
(Link)
про солнечный город - наиболее странная книга.

А вот первая часть, которая "приключения Незнайки и его друзей", местами просто великолепна.

- Так ты из-за рифмы будешь на меня всякую неправду сочинять?!
- Конечно. Правду ведь и сочинять нечего, она и так есть.

Мне и про Незнайку на Луне в целом нравится, но это уж на вкус и на цвет.
о литературе
From:intent_reader
Date:2010-05-31 04:23 pm (UTC)
(Link)
Приветствую. Это Ангел, мы знакомы, виделись у эна Джордана.
Прошу прощения, что появляюсь в журнале, но "предмет вашей беседы столь интересен"... Я имею в виду не Незнайку, а Теофила Норта. Не далее как неделю назад мы спорили с одним человеком как раз об этой книге. Я утверждала, что в финале книги дается понять, что все события - это действительно тайные чаяния, причем даже не автора, а героя, а собеседник был с этим не согласен. А как Вам кажется?
reading
From:sciuro
Date:2010-05-31 04:34 pm (UTC)
(Link)
Я именно это и имела в виду. Что думал над-автор (то есть сам Торнтон Уайлдер), сколько его чаяний попало в книгу и сколько его личности отражено в главном персонаже - это отдельный вопрос. Но мне кажется, что последние слова книги совершенно однозначно расставляют точки над i, разбросанными по всему тексту (последнее, жирное i - это когда Норту возвращают фрагмент его дневника с неким рассказом, относящимся еще к до-ньюпортскому периоду его жизни). Все, что описано в книге между приездом Норта в Ньюпорт и его отъездом - это Дневник, который пишет Норт, полностью состоящий из вымышленных историй, случившихся с людьми, которых Норт "наблюдает". Норт сочинил свою личную утопию, и в этой утопии он отражается весь, со всеми чаяниями.

А Уайлдер совершенно блестяще уложил одну шкатулку внутри другой.
ondatr
From:jewgeniusz
Date:2010-05-31 04:25 pm (UTC)

О, сколько нам открытий чудных...

(Link)
Не буду присоединяться к дружному хору советующих прочесть третью часть. Я её сам во время оно асилил, но с большим трудом. Видимо, уже возраст был не тот (лет восемь, может). Да и окружающая реальность как раз в этот момент стала с характерным треском меняться, поворачиваясь от солнечных идеалов к лунным...

Оффт: ты в скайп вылезай, да?
From:ikadell
Date:2010-05-31 04:27 pm (UTC)

Re: О, сколько нам открытий чудных...

(Link)
Сейчас поставлю, вылезу
reader
From:taki_terrier
Date:2010-05-31 04:30 pm (UTC)

Миль пардон

(Link)
"Согласитесь, вращающийся дом может придумать только человек, прикованный навсегда к хрущовке" --- вот тут не соглашусь, книга написана в дохрущебные времена, в эпоху коммуналок. Хрущевки в те времена были несбыточной мечтой.
From:ikadell
Date:2010-05-31 04:53 pm (UTC)

Re: Миль пардон

(Link)
А с коммуналками - тем более трудно себе представить, что можно сделать с окном, выходящим на север...
Calcifer
From:ermenengilda
Date:2010-05-31 04:30 pm (UTC)
(Link)
Незнайка на Луне -- это на уровне последнего тома "Волшебника Изумрудного Города", где прилетают WASP-инопланетяне и угнетенные посредством массового гипноза индейцы другие инопланетяне. Помню, мое воображение поразили подземные гостиницы-бункеры.
From:fslon
Date:2010-05-31 04:36 pm (UTC)
(Link)
Про гостиницы-бункеры:

Отель с громким названием "Новая роза" - это всего лишь нагромождение гробов на обшарпанной окраине международного аэропорта Нарита. Пластиковые капсулы в метр высотой и три длиной, похожие на выпавшие зубы Годзиллы, подвешены над бетонным основанием у дороги в аэропорт. В потолок каждой
капсулы вмонтирован телевизор. (Гибсон. Отель "Новая Роза")

Теперь ясно, у кого Гибсон попер идею. Самое интересное, что такие отели таки есть. Не подземные, правда, копать дорого.
From:dyak
Date:2010-05-31 04:34 pm (UTC)
(Link)
Незнайка на луне оказал влияние на умы релевантного поколения, сравнимое с Чернышевским.
From:rkatsyv
Date:2010-05-31 05:15 pm (UTC)
(Link)
Только, боюсь, с противоположным знаком :)
From:a_sch
Date:2010-05-31 04:36 pm (UTC)

Браво!

(Link)
У юзера berezin была серия постов про трилогию о Незнайке

вот этот http://berezin.livejournal.com/1008717.html и примерно 10-15 следующих.

Только он там в конце берет уж очень апологетический тон:)
From:ikadell
Date:2010-05-31 04:41 pm (UTC)

Re: Браво!

(Link)
ничего себе! Спасибо!
А я-то тут сижу, колесо изобретаю...
From:bella_irina
Date:2010-05-31 05:05 pm (UTC)
(Link)
Про Уайлдера, мне кажется, все-таки несколько сложнее. Дело в том, что от Каббалы до Теофиля Норта (от первой до последней книги, которые, кстати, ужасно похожи между собой, только первая плохая, а последняя хорошая, как мне кажется)Уайлдер был озабочен одной важной идеей, которую можно сформулировать примерно так: человеческая судьба - это сложный узор, видимый одному Б-гу; главный смысл в той бессмыслице, которую представляет человеческая жизнь, следовать максимально полно своему предназначению, понимая, что целой картины ему не увидеть никогда. Мне кажется, что Теофиль Норт воплощает, безусловно, именно эту мечту автора - увидеть узор и помочь людям ему следовать. Сама идея, согласно автору же, утопична, но к реальному автору, в отличии от Незнайки отношение имеет опосредованное.
А вот про утопии прекрасно было и у (простите) Гениса про студень и одеколон.
From:sciuro
Date:2010-05-31 05:36 pm (UTC)
(Link)
Нет-нет, Иркин, я вовсе не говорю, что Уайлдер сочинил утопию - я говорю о том, что Норт сочинил утопию (посмотри тред выше, мы там это обсуждаем с indent_reader). Сочинил лично для себя. Если Норт и воплощает какую-то мечту Уайлдера, то сам Уайлдер честно договаривает эту мысль до конца - и очень наглядно демострирует, что если не жить, действовать и неизбежно ошибаться, а вместо этого играть в "наблюдателя", распутывающего узоры, то такой наблюдатель окажется способен на деятельное участие в жизнях других только на страницах своего дневника. Ему придется придумать свои узоры, простые и, увы, пошлые, но которые он способен увидеть и прочитать. Да, в этих историях он немедленно становится способен одним своим словом изменять помыслы и действия людей, исцелять наложением рук, к нему обращены последние слова умирающих, его благословляют влюбленные - потому что не он читает узоры, видимые Богу, а он играет в Бога.

А про самого Уайлдера все действительно сложнее, никакой утопии там рядом не лежало, кроме идиллического отношения к Ньюпорту, выстроенного по юношеским воспоминаниям...
From:man_par_prieku
Date:2010-05-31 05:18 pm (UTC)
(Link)
Муж диплом защитил на тему "Изображение советской действительности в Незнайке, Хоттабыче и "Королевстве кривых зеркал". Там всё еще любопытнее.
From:ikadell
Date:2010-05-31 05:29 pm (UTC)
(Link)
расскажите! Я бы вообще просил Вашего позволения этот диплом прочесть, если он еще сохранился...
From:muh2
Date:2010-05-31 06:11 pm (UTC)
(Link)
/Согласитесь, вращающийся дом может придумать только человек, прикованный навсегда к хрущовке, человек, которому не придет идея в городе его мечты, где он определяет правила, просто сделать просторные квартиры с окнами в разные стороны, или поселить людей в отдельных домах./

An Australian couple have created a rotating house which can turn a full circle at the touch of a button to allow for perfect light all day long.

Ну и так далее.
чего сказал?:)
From:ikadell
Date:2010-05-31 07:05 pm (UTC)
(Link)
1) Откуда цитата?
2) То есть, Вы полагаете автор знал об этом проекте и решил написать о нем в своей книге?
From:crusoe
Date:2010-05-31 07:16 pm (UTC)
(Link)
Мне кажется, элементы Носова имеют несколько иное происхождение. Вращающиеся конструкции - одна из придумок конструктивистов. Так "башня Татлина" должна была иметь вращение; вращался по проекту Ленин на дворце Советов. Отмечу, что "Незнайка в Солнечном городе" вышел в 1958 году, когда теперешние хрущобы казались раем земным - после подвалов, бараков, коммуналок.

Что касается товарообмена, это преискуснейше обработанные страницы учебника политэкономии - классической, марксистской. Из коллизии с портным - как говорят нам Адам Смит и Маркс - есть 2 выхода: 1) универсальный, промежуточный между портками и грушей товар, именуемый "деньги" или 2) товарное изобилие, когда товар-посредник не нужен. Эти вещи учили тогда в школах.

Дописка: подчеркну - учтите год, 1958. Это не бегство от советской действительности. Это, натурально, самая позитивная утопия на волне тогдашнего подъёма, оттепели - даже весны. Там очень много от раннего хрущёвского периода.

Edited at 2010-05-31 07:21 pm (UTC)
From:elentin
Date:2010-05-31 07:27 pm (UTC)
(Link)
(к хору предыдущих комментаторов) Ну вот я знаю не одного и даже не двух людей, которые искренне считают, что учились экономике по "Незнайке на Луне".
From:ikadell
Date:2010-05-31 09:04 pm (UTC)
(Link)
ну слушай, а я знаю людей, которые учились истории по Фоменке. Много ли от того вышло добра...
From:anna_frid
Date:2010-05-31 07:54 pm (UTC)
(Link)
Вращающиеся дома, как уже замечено, вполне реальная архитектурная придумка. Тогда уже была.

Сама, было дело, ела во вращающейся забегаловке - в седловинке между двумя вершинами горы Цукуба.
 
?

Log in

No account? Create an account