Четверг
Если не считать двух-трех далеких мерцающих звездочек, ночь была совершенно черной, и ни ветерка. Человек, сидящий на камне, настолько глубоко задумался, что не заметил приближения посланника, и вздрогнул, когда тот положил ему руку на плечо.
- Я отвлек тебя от размышлений? - С тревогой спросил тот. - Прости...
- Не огорчайся, - добродушно рассмеялся человек, даже рукой махнул. - Я просто звезды считал.
- Почему ты здесь один?
- В доме душно, все уснули, а мне спать не хочется...
- Тебе страшно? - Помедлив, спросил пришелец.
Человек пожал плечами:
- Скорее неуютно. Мы ведь затеяли большое дело. Но осталось не так много и к тому же от меня сейчас почти ничего не зависит. Раньше надо было бояться!
- Тот, кто знает, зачем, выдержит любое как? - Тихонько спросил пришелец.
Человек улыбнулся. В темных глазах его прыгали лукавые искорки.
- Ты силен духом, - вздохнул пришелец. - Другой человек на твоем месте...
- Нет-нет, ты так не говори! - Поспешно возразил человек. - Я и есть тот самый другой, понимаешь? Это довольно важная часть всего замысла. Я любой человек. Каждый. Всякий. Кто угодно может оказаться на моем месте, а может еще и окажется.
- Вот именно, - вдруг повысил голос пришелец. - Ты мудр, отважен и чист сердцем, а ведь на твоем месте может оказаться кто-нибудь робкий, угнетенный муками совести или просто порывистый и впечатлительный. Он не сможет сидеть на камне, ожидая рассвета, и размышлять, как ты. Он будет покрываться липким потом, заламывать руки, воображать себе всякие ужасы, и в итоге решит, что слаб и недостоин тебя, всё бросит и убежит. И никогда не простит себе, и другие ему не простят, что он не был во всем подобен тебе...
Человек нахмурился:
- Что же ты предлагаешь?
Лицо пришельца посуровело:
- Делай все так, как делал доселе - подавай пример. В данном случае - пример преодоления страха.
Человек поднялся с камня, лицо его выражало смятение и растерянность:
- Ты хочешь, чтобы я заломил руки и покрылся липким потом?
Пришелец небрежно отмахнулся:
- Вовсе не обязательно: нас никто не видит. Разве что спящие услышат сквозь дымку дремы обрывок беседы. Так что можешь просто повторять за мной: "Смилуйся, отче, да минует меня чаша сия"...
 
Notio: иначе непонятно
Закладки: : ,
07 November 2009 ; 12:17 am
 
 
( Post a new comment )
it
From:rydjaya
Date:2009-11-07 09:20 am (UTC)

ура жанру антисказки)

(Link)
точно-точно=)
кстати, вроде чуть ли не основной отрывок против монофизитства?
From:scholar_vit
Date:2009-11-07 05:24 pm (UTC)

Re: ура жанру антисказки)

(Link)
В современной библеистике вроде принято считать, что этот кусочек (Лк. 22:44) - позднейшая вставка. Именно потому, что явная полемика с монофизитством - и в других евангелиях его нет. Хотя, согласен, очень красиво написано: и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
thoughtful
From:ikadell
Date:2009-11-07 05:29 pm (UTC)

Re: ура жанру антисказки)

(Link)
Ну, если я правильно помню, монофизитство это типа седьмой век, так что если позднейшая, то позднейшая изрядно.
From:scholar_vit
Date:2009-11-07 05:51 pm (UTC)

Re: ура жанру антисказки)

(Link)
Не, это четвертый и начало пятого века. Как раз тогда многие вставки и делались.

На самом деле есть ещё один аргумент в пользу вставки. Вполне литературный аргумент (я прочел о нем в популярной книжке Эрмана). Без спорных стихов вся глава выстроена как хиазм, "зеркалка" - литературное произведение, в котором первая фраза соответствует последней, вторая - предпоследней, и так далее. Иисус (а) призывает учеников молиться, дабы не впасть в искушение, (б) оставляет их, (в) становится на колени и молится. Затем центр главы: молитва, начинающаяся и кончающаяся призывами к свершению воли Божьей. Затем Иисус (в') встает с колен, (б') возвращается к ученикам и (а') застав их спящими, обращается к ним с теми же словами, что и в (а).

Зачем нужна зеркалка? Для того, чтобы выделить главную мысль главы: молитва, как способ не впасть в искушение. Апостолы, несмотря на призыв Иисуса, не молятся и "впадают в искушение" - разбегаются при аресте. А Иисус, который молился, спокойно встречает назначенное ему мученичество.

Теперь добавим ст. 43-44. Хиазм полностью уничтожен. Симметрия потеряна. Центром главы становится не молитва, а ужасные муки Иисуса - такие ужасные, что без ангела-утешителя не обойтись. Молитва ему не помогает - наоборот, доводит его до кровавого пота.

Более того, как отмечает Эрман, это единственное место в Луке, где Иисус изображен таким. Наоборот, автор всячески старается подчеркнуть именно спокойствие Христа, владение собой перед лицом мук, и кстати, роль молитвы. С литературной точки зрения вставка совершенно лишняя, она выпирает из текста.
Non nobis Domine non nobis
From:ikadell
Date:2009-11-08 01:22 am (UTC)

Re: ура жанру антисказки)

(Link)
Про концовку очень толково - а что за Эрман такой?

Насчет монофизитов я неправ, это слово возникло к седьмому веку, а доктрина-то была на Третьем Вселенском соборе, то есть четыреста тридцать чего-то там, когда с Несторием ругались.
From:scholar_vit
Date:2009-11-08 07:25 pm (UTC)

Re: ура жанру антисказки)

(Link)
Эрман - это Bart D. Ehrman, профессор, специалист по текстам раннего христианства. У него много серьёзных публикащий, но много и популярных (и довольно интересных) книжек. Посмотри - вот страничка в Вики, а вот его сайт.
кики
From:rydjaya
Date:2009-11-07 06:58 pm (UTC)
(Link)
вроде это монофелитство 7ого.
тоже вечно их путаю)
йа криветко!
From:ikadell
Date:2009-11-08 01:23 am (UTC)
(Link)
Угу, я шушпанчик, разногласие вылезло на Третьем Вселенском Соборе. Пойду источники перелопачу, а то наговорю эдак...
основная
From:rydjaya
Date:2009-11-07 06:53 pm (UTC)

спасибо

(Link)
интересно. не слышала

угум. и сколько красивых сцен в культурных продуктах по мотивам..

в общем, имхо все равно к лучшему - очень ободряюще, действительно:D
From:rkatsyv
Date:2009-11-07 07:36 pm (UTC)

Re: ура жанру антисказки)

(Link)
Так приведенные мною выше предсмертные слова (Мф. 27,46 и Марк 15,34) пожалуй еще более весомый аргумент против монофизитства...
 
?

Log in

No account? Create an account