Дэль 鈴 (ikadell) wrote,
Дэль 鈴
ikadell

Categories:
  • Mood:

Harry Potter and the Final Botch



Безобразно написано. Собственно, мои претензии к этой книге сводятся к одной: она не дотянула до ожидаемого уровня. По любому из параметров, какой ни придет в голову: внутренняя логика героев, люгика мира, язык, сюжет, наконец...
Чтобы не быть голословным, пройдусь хотя бы по тем, что упомянул.

1. Претензия та же, что к графу Толстому. Персонажи в какой-то момент перестают быть живыми и становятся марионетками, которые дергаются, куда потребует авторское понимание правильного, а не их живая внутренняя логика. Лучше всего это видно, когда человек перестает делать то, что делает, вытягивается в струнку и начинает одно из двух: подыгрывать ситуации так, чтобы поставить главного героя перед требуемой дилеммой, пренебрегая собственной внутренней логикой, или излагать авторскую позицию по какому-нибудь вопросу (не в смысле выражать роулинговское мнение вместо своего, а в смысле подбирать хвосты и объяснять, как так вышло, что. В момент финальной битвы бобра с козлом, к примеру, Гарри и Волдеморт, прежде, чем скрестить палочки, треплются на протяжении ПЯТИ СТРАНИЦ. For crying out loud....)
Хорошо, у автора по очевидным причинам не получится смоделировать мышление персонажа умнее себя (отсюда трудности с Эрмионой, которая к середине книги вообще пропала как персонаж), допустим, сорокалетней учительнице не случалось бывать в террористических организациях (поэтому собрание Танатофагов в первой главе выглядит как made by a person who really longed to see a swan), но уж учительница-то достаточно должна была навидаться молодых людей, чтобы взаимодействия семнадцатилетней троицы не выглядели до такой степени неестественно.

2. Жуть и мрак. Все в кучу. Христианство, дзен, политкорректность, какая-то new age терминология - спасибо, обошлось без кармы... Положим, кроме магических способностей, есть душа, которая может раскалываться, но что такое "часть себя", которая не душа, и которую можно передать, но которая не относится к волшебным, и при этом переживает смерть носителя? Положим, есть заклинание (способ что-то изменить в мире) и противодействие, но что значит "фрагмент защиты" или "фрагмент проклятия" - как можно дробить дальше атома? Палочки начинают жить своей жизнью, возникает вопрос перемены хозяина и нехилый такой кодекс сложности в смысле chain of title, которым раньше никто не заморачивался, иначе вся логика героев до сего момента стала бы с ног на голову. Есть мертвые души, вызванные Камнем, есть мертвые души, вызываемые палочкой, те и другие не имеют отношения к хогвартсовским духам, к Импери, которые, видимо, просто зомби, безо всякой - ага! - души, и к портретам, которые тоже форма существования сознания после смерти, а равно к вокзалу-чистилищу с Дамблдором и ревущим дитём, мечи множатся со скоростью кроликов, патронусы разговаривают, и в итоге у меня лично возникает ощущение, что автор просто слишком торопился.
Знаете, как можно легко определить, насколько внутренне строен и логичен мир? Представить себе, что пишешь правила для ролевой игры по нему. Тем, кто хочет поспорить со мной по поводу новообретенной логичной сложности мира Роулинг, предлагаю опробовать этот метод на материалах седьмой книги.

3. Язык. Бог с ними, с oi, bloke, reckon, blimey, и dunno по пять на страницу, бог с ними, с диалогами ни о чем и слезливыми реминисценциями, с тем, что в голове у Гарри Поттера сплошные мертвецы и носки - в конце концов, может быть, это редактора надо скинуть с крыши Астрономической башни. У меня другое фэ, к автору.
Постмодернизм как нейрохирургия - или не умеешь, или берешься. Одна красиво зашифрованная отсылка к Толкиену это симпатично; пять на странице, поверхностных, с пренебрежением к их внутренней логике, торчащие из чужого текста, как серебряные ложечки из дырявого кармана - пошлость. Знающие люди говорят, Льюис там тоже изо всех дыр. Льюиса не читал, однако не удивлюсь, если. Но хоть библию можно было оставить в покое?
Предвижу возражения: Борхес утверждал, что в мировой литературе четыре сюжета, Пропп - что тринадцать.
В этом смысле, нот тоже всего семь. Просто халтурить не надо.

4. Сюжет. Роулинг начинала со сказки, и постепенно стала отступать в область детектива. Детектив это очень симпатичный жанр, но у него есть подстава: читатель должен получить все те же намеки, что и герой, однако не суметь раскрутить ту же логику. До сих пор Роулинг это удавалось превосходно. В седьмой книге... oh, well. См. пункт насчет постмодернизма. Вот нахрена нужны были эти мощи заморочки с реликвиями, а? Неужели не было иного способа показать, чтобы было бы, если бы Гэндальф взял кольцо? Как-то это все несерьезно, воля ваша.

Если Вы все еще читаете
Люди резонно скажут: слушай, иди к черту, ты чего тут устроил разбор детской сказки как "Войны и Мира." Ты бы еще книжку "Майор Меченый Спасает Вселенную" по нотам расписал.
И знаете, что? Они правы. Ну его, седьмого Гарри Поттера.
Обыкновенный масслит.
Tags: helluo librorum
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 102 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →