Не буду ни про предков, ни про победу, так как ibi nil vales ubi nil velis.

Лента нынче пестрит сообщениями двух типов: 1) поздравляю всех, для меня это тоже праздник!  2) Вот, что сделали мои предки (бабушки и дедушки, как правило), в течение войны\для победы.

Семейная история это серьезная ценность, и несомненно, заслуживает уважения - тем большего, чем значительнее заслуги предка.  Кстати, кто покажет мне в ленте хоть один пост насчет прадедушки, который на колчаковских фронтах ранен, или основателя рода, отличившегося в наполеоновской компании, тому персональное извинение.  Мне покамест не слишком в них везло.  Вы, может быть, скажете, что дело в том, чтобы почествовать живых ветеранов? К сожалению, каждое второе сообщение про "где погиб".  Каждое третье начинается с "этот дедушка меня не застал". 

Очень даже правильно сказать ура тем своим предкам, кто защищал свой дом.  Кстати, это очень характерный для современности феномен - благодарить их за это, а не просто восхищаться их воинскими заслугами.  Что может быть естественнее, черт возьми, чем защищать родной очаг и родных людей? Возникает, кстати, вопрос - чем война, случившаяся в тридцатых, отличительнее той, что была в начале века? В обеих народ дрался насмерть за родную землю, обе всерьез изменили мироустройство; ни один порядок мироустройств с той поры не сохранился; в обеих побили Германию; в обеих отличились и Россия, и союзники... так долго можно, а я про другое.

Я вот про что. Ветераны имеют полное право вспоминать и гордиться, в этом сомнений нет.  Но когда человек, которому война знакома по рассказам, начинает выражаться в духе: "Мы помним!", у меня есть только одно возражение: кто это "мы"? Если собрать воедино пятьдесят ветеранов, которые это глазами видели - и то начинаются споры, как это было - которые иной раз кончаются вполне мирно, потому что люди вместе способны восстановить общую картину. А теперь вообразите пятьдесят внуков, каждый из которых уверен, что знает истинную правду о том, чей именно дед бросался под танк - вот именно это сейчас и вспыхивает по углам Журнала.

То, что ты не помнишь лично, а знаешь с чужих слов, не может составлять часть твоей личной памяти. "Мы всегда воевали с Остазией".  Даже собственному зрению или восприятию нельзя стопроцентно доверять - что же говорить о проекции. И можно ли позволить проекции определять свои эмоции и дальнейшее поведение?

Война совершенно не зря начинается у одних в 33, у других в 39, а у третьих в 41.  История напоминает свернувшегося в тугой клубок версионного ежа, усевшись на которого парадоксальным образом преображаются самые разумные и терпимые люди: даже такой уважаемый мной человек, как labas всерьез напрягся, столкнувшись с альтернативной версией.  В песне тех времен было насчет "нам нужна одна победа, одна на всех...", и когда люди, знающие о войне понаслышке ("Родители почти ничего не рассказывали о войне, все, что я знаю об этом - это, в основном, из их рассказов") пытаются разбираться через 60 лет, чьи предки Рим спасли, с привлечением эмоций на место документальных источников, и бросаются в драку с каждым, кто пытается ответить тем же, это выглядит нелепо, а нередко просто унизительно.  И тем глупее звучат из уст этих людей всякого рода претензии. "Войско польске Берлин брало, а российске помогало"...  Все хочется спросить, а где ты был, когда разведка полем шла, и чем ты докажешь, что имеешь право гордиться заслугами предка и считать себя его потомком?

Во всем мире победе над фашизмом, несомненно, рады - но только в России ей рады с такой помпой, и празднуют ежегодно.  Почему? На подсознательном уровне приходит ответ: победил-то фашистов Союз, ему и праздновать.  Если бы это было так, это было бы совершенно логично.  Можно еще сказать, что празднует-то страна, а не отдельные люди, а в истории страны это очень значимая века.  С этим я соглашусь - но знаете,  когда человек, которому за сорок, хвастает полученной в школе золотой медалью, мне это говорит о том, что ему больше нечем похвалиться.  "Извините, если кого обидел" (с) Березин. 

Я знаю только двух людей, которые помнят войну глазами, и при этом ведут Журнал.  Оба были представители мирного населения, отсиживались в эмиграции, потом помогали восстанавливать разрушенное.  Не бог весть какой вклад, но все-таки.  Пойду поздравлю их с тем, что выжили, и с тем, что не зря.  Больше - в Журнале - мне поздравлять некого.

Update: позиция, видимо, требует дополительных разъяснений. Извольте. КОгда человек говорит - мой прапрадед под очаковом бился с туркою, наносил ему поражение, мой дед в великую отечественную родной Питер оборонял, а мой отец его потом отстраивал - это вполне законное заявление, и человек имеет полное право ассоциировать себя с любым соответствующим праздником, ночить цветы деду на могилу, выпить с отцом вечером в честь, и все такое. Однако, мне не нравится фальсификация истории, которая начинается, когда люди перестают рассуждать и начинают эмоционировать - потому что тогда сразу выясняется, что не было второй мировой, а была великая отечественная. Неадекватное восприятие истории абсолютно позволительно ветеранам, для которых она была действительностью. Я не думаю, что кто-либо из их потомков имеет право на аналогичную степень ослепления, пока не доказал, что имеет. ПОтому что от нее неуютно близко до двоемыслия.

 
Notio: quod scripsi, scripsi
Закладки: :
09 May 2005 ; 10:18 am
 
 
( Post a new comment )
From:mikhael
Date:2005-05-09 07:12 pm (UTC)

мысли мимоходом

(Link)
1. Для меня есть гиганское различия между двумя войнами. В первой не стоял вопрос останется ли ВЕСЬ мой народ жить или нет, а во торой вполне себе стоял (или ты будеш оспаривать то что фашисты планомерно уничтожали евреев?).
2. "Мы помним", извини что именно? Как отослав разряд пушки остановить группу танков? Нет не помню, это мой дедушка помнит, а то что он это сделал, и был приствален к "звезде" (да только ктож еврею за такие мелочи звезду даст), и то что многие други обеспечели мне то что я родился, да я помню и обязан помнить. Причем для этого много причин: помнить что было и кому чем обязан это вопрос уважения и благодарности, помнить кто конкретно что сделал тот же вопрос, помнить и гордится... знаеш народ который слишком быстро забывает достижение продко начинает замыкатся на настоящем и на индивидуальном, как результат идет ослабления связей обеспечивающие общность, а значит обиспечивающие существование народа (для меня это актуальная тема).
Другое дело что выпячивать грудь СВОЮ и бить СЕБЯ пяткой в грудь это конечно не очень, но кто не умеет гордится достижениями предков, врядли крепко стоит на земле.
3. Выставление на всеобщее обозрения дел предков, совсем необязательно идет затем чтоб выпятить свою грудь, а возможно затем чтоб и другие отдали честь заслугам дедов.

P.S. Если что, это действительно мысли мимоходом, не возникшие на фундаменте обиды, а пришедшие из надобности в уточнении и пояснении для самого сабя.
 
?

Log in

No account? Create an account