Не буду ни про предков, ни про победу, так как ibi nil vales ubi nil velis.

Лента нынче пестрит сообщениями двух типов: 1) поздравляю всех, для меня это тоже праздник!  2) Вот, что сделали мои предки (бабушки и дедушки, как правило), в течение войны\для победы.

Семейная история это серьезная ценность, и несомненно, заслуживает уважения - тем большего, чем значительнее заслуги предка.  Кстати, кто покажет мне в ленте хоть один пост насчет прадедушки, который на колчаковских фронтах ранен, или основателя рода, отличившегося в наполеоновской компании, тому персональное извинение.  Мне покамест не слишком в них везло.  Вы, может быть, скажете, что дело в том, чтобы почествовать живых ветеранов? К сожалению, каждое второе сообщение про "где погиб".  Каждое третье начинается с "этот дедушка меня не застал". 

Очень даже правильно сказать ура тем своим предкам, кто защищал свой дом.  Кстати, это очень характерный для современности феномен - благодарить их за это, а не просто восхищаться их воинскими заслугами.  Что может быть естественнее, черт возьми, чем защищать родной очаг и родных людей? Возникает, кстати, вопрос - чем война, случившаяся в тридцатых, отличительнее той, что была в начале века? В обеих народ дрался насмерть за родную землю, обе всерьез изменили мироустройство; ни один порядок мироустройств с той поры не сохранился; в обеих побили Германию; в обеих отличились и Россия, и союзники... так долго можно, а я про другое.

Я вот про что. Ветераны имеют полное право вспоминать и гордиться, в этом сомнений нет.  Но когда человек, которому война знакома по рассказам, начинает выражаться в духе: "Мы помним!", у меня есть только одно возражение: кто это "мы"? Если собрать воедино пятьдесят ветеранов, которые это глазами видели - и то начинаются споры, как это было - которые иной раз кончаются вполне мирно, потому что люди вместе способны восстановить общую картину. А теперь вообразите пятьдесят внуков, каждый из которых уверен, что знает истинную правду о том, чей именно дед бросался под танк - вот именно это сейчас и вспыхивает по углам Журнала.

То, что ты не помнишь лично, а знаешь с чужих слов, не может составлять часть твоей личной памяти. "Мы всегда воевали с Остазией".  Даже собственному зрению или восприятию нельзя стопроцентно доверять - что же говорить о проекции. И можно ли позволить проекции определять свои эмоции и дальнейшее поведение?

Война совершенно не зря начинается у одних в 33, у других в 39, а у третьих в 41.  История напоминает свернувшегося в тугой клубок версионного ежа, усевшись на которого парадоксальным образом преображаются самые разумные и терпимые люди: даже такой уважаемый мной человек, как labas всерьез напрягся, столкнувшись с альтернативной версией.  В песне тех времен было насчет "нам нужна одна победа, одна на всех...", и когда люди, знающие о войне понаслышке ("Родители почти ничего не рассказывали о войне, все, что я знаю об этом - это, в основном, из их рассказов") пытаются разбираться через 60 лет, чьи предки Рим спасли, с привлечением эмоций на место документальных источников, и бросаются в драку с каждым, кто пытается ответить тем же, это выглядит нелепо, а нередко просто унизительно.  И тем глупее звучат из уст этих людей всякого рода претензии. "Войско польске Берлин брало, а российске помогало"...  Все хочется спросить, а где ты был, когда разведка полем шла, и чем ты докажешь, что имеешь право гордиться заслугами предка и считать себя его потомком?

Во всем мире победе над фашизмом, несомненно, рады - но только в России ей рады с такой помпой, и празднуют ежегодно.  Почему? На подсознательном уровне приходит ответ: победил-то фашистов Союз, ему и праздновать.  Если бы это было так, это было бы совершенно логично.  Можно еще сказать, что празднует-то страна, а не отдельные люди, а в истории страны это очень значимая века.  С этим я соглашусь - но знаете,  когда человек, которому за сорок, хвастает полученной в школе золотой медалью, мне это говорит о том, что ему больше нечем похвалиться.  "Извините, если кого обидел" (с) Березин. 

Я знаю только двух людей, которые помнят войну глазами, и при этом ведут Журнал.  Оба были представители мирного населения, отсиживались в эмиграции, потом помогали восстанавливать разрушенное.  Не бог весть какой вклад, но все-таки.  Пойду поздравлю их с тем, что выжили, и с тем, что не зря.  Больше - в Журнале - мне поздравлять некого.

Update: позиция, видимо, требует дополительных разъяснений. Извольте. КОгда человек говорит - мой прапрадед под очаковом бился с туркою, наносил ему поражение, мой дед в великую отечественную родной Питер оборонял, а мой отец его потом отстраивал - это вполне законное заявление, и человек имеет полное право ассоциировать себя с любым соответствующим праздником, ночить цветы деду на могилу, выпить с отцом вечером в честь, и все такое. Однако, мне не нравится фальсификация истории, которая начинается, когда люди перестают рассуждать и начинают эмоционировать - потому что тогда сразу выясняется, что не было второй мировой, а была великая отечественная. Неадекватное восприятие истории абсолютно позволительно ветеранам, для которых она была действительностью. Я не думаю, что кто-либо из их потомков имеет право на аналогичную степень ослепления, пока не доказал, что имеет. ПОтому что от нее неуютно близко до двоемыслия.

 
Notio: quod scripsi, scripsi
Закладки: :
09 May 2005 ; 10:18 am
 
 
( Post a new comment )
From:ikadell
Date:2005-05-09 06:32 pm (UTC)
(Link)
Хорошо сказано, кстати

см. ниже
 
?

Log in

No account? Create an account