Мексиканский дневник.


Утром за нами пришел Давид, тот, что вёз нас из аэропорта в пятницу - с совершенно севшим голосом. Сказал, что это из-за того, что вчера он вел экскурсию и орал. Бедолага. Сперва он ультимативно заявил, что нам нравятся церкви (видимо, ему так сказала хозяйка туристической службы Мождех, которой явно сказал Альваро - а всё, что мы сделали, это попросились в одну из них зайти... simonff думает, что это на одну больше, чем туристы в среднем, и разразился проповедью на полтора предложения о моделях людей в чужих головах).

Давид нас повел смотреть какую-то невнятно-ортодоксальную церковь, которая оказалась закрыта. Он рассказывал много, очень эмоционально, и кашей - в результате, в голове оставалась именно она. Про церковь мы поняли, что она была построена францисканцами, который приехали первыми и захватили самые хлебные для проповедей места, и когда в городе разрушали здания, церкви щадили, и эта осталась. На церкви был крест с тем, что нам поначалу показалось ласточкиными хвостами, но теперь я думаю, что это просто стилизованное изображение нашего двуглавого приятеля из прошлой главы (почему - см. ниже).



Мы так и не поняли, в чем был прикол про церковь, и отправились в замок и расположенный рядом с ним музей антропологии.

Поехали на метро, и это было интересно. Метро тут похоже на нью-йоркское, только светлее, сильно чище (нам постоянно попадались уборщики), поезда ходят очень часто.




Музей располагался рядом с довольно большим ботаническим садом, который мы обогнули по параболе (видели только пыльные листья через решетку) - но прежде, чем войти в собственнно музей, свернули поглядеть - как раз подходило время - своеобразный обряд под названием "danza de los voladores" - это танец, который на данный момент делается для туристов, связан с урожаем, и состоит в том, что на веревках с шеста спускаются вниз головами люди, синхронно кружась: двое из четверых задают темп вращения, а двое играют на флейте и барабанчиках.

Вот, как оно выглядит в стадиях:











Спустились, отвязали пояса, и пошли по своим делам - а рядом тусовался колдун, как же без него...



В замок мы так и не попали, потому что начали с антопологического музея, где и закончили. Идти в музей антропологии с человеком, который пишет диплом по сельскохозяйственным обрядам было бы отличной идеей, если бы он не пытался рассказать сразу всё, и как можно детальнее. Мы только вчера узнали про то, какие бывают доиспанские цивилизации, а он нам давай с подробностями про отличие двадцати пяти диалектов у майя, основные теории... В общем, из музея мы запомнили не так уж много.

Реконструкция того, что с шипением и брызгами вырывалось из Давида, который водил нас по музею прихотливым зигзагом, не имеющим отношения к хронологии, производится по осколку пяточной кости с помощью такой-то матери и интернета. Я тоже не готов вписать всю историю доиспанской Мексики в один пост, поэтому выбираю что запомнил, и будут лакуны. Знающий народ особо прошу дебагить.

Первая экспозиция там как везде - с мамонтами, охотой на, и там же стенд насчет деформирования черепов, а также с какими-то картами миграции населения - о, как Давид любит карты! он тормозил перед каждой, и еще в айпаде с собой целую презентацию! В истории коренных индейцев есть пять периодов, из которых нас интересуют три: доклассический, классический и постклассический период, последний из которых заканчивается испанским вторжением.

Всё начиналось в доклассический период с ольмеков; они жили больше на юге, в районе Веркарус, и добывали обсидиан, который затачивали при помощи твердых камней, оставшихся после извержения, и делали наконечники для всего. От них остались огромные головы, числом около семнадцати, из которых в музее представлена одна. Давид утверждает, что голова не в шапке, а в короне, потому что сзади видно застежку, а просто у нее деформирован череп. Кстати, голова сзади плоская, как будно предназначена быть прислоненной к ровной поверхности. Давид привлек внимание к тому, что лицо негроидного типа: вывернутые губы, мясистые щеки, и рассказал про теорию распостранения рас, которую мы забыли. Описываю детально оттого, что сфотографировать не вышло, так что вообразите сами.

Про религию их нам толком не известно, но к ним восходит бог огня, который изображался в видел мелкого существа с корзиной на голове, в которой были угли. У меня есть две картинки, соответствующие этому описанию - вероятнее, что он на первой, однако, вторая симпатичнее, поэтому выкладываю обе:





Были также какие-то протобоги-полуобортни, в основном в ягуаров. Ольмеки потихоньку пришли в упадок, и в классическую эпоху расцветал в основном Тихуакан и Юкатан, где майя.


В центральной Мексике главным городом был Теотихуакан, про жителей которого толком ничего не известно - название это дадено ацтеками, и значит "Месторождение богов". Он был огромный, уже с многоэтажными жилыми домами (туда мы ездили, и про него будет особый рассказ), и когда ацтеки пришли на руины этого, они его просто органично вписали в свои мифы. В Теотихуакане был культ Тлалока, бога дождя и жены его, богини земных вод; супруга изображалась безо всяких опознавательных знаков, а Тлалок - с огромными глазами и зубами.
Вот, например. Предупреждая вопросы: нет, он не доедает осьминога, хотя я тоже так подумал.



Они считали, что Тлалок живет во чреве горы, там же текут реки, и туда попадают после смерти, совершив небезопасное подземное путешествие.



Оценили, что у него не птичья морда, а головное украшение размером с самого Тлалока?



Под горой у них незатейливый рай, с кучей еды и воды, где можно развлекаться, и вокруг которого течет змея-река. Завитушки, вылетающие изо рта у людей означают речь, а если их много - поэзию или песню.



Смысла картинки внизу я не очень понимаю, но такое ощущение, что какой-то поэт совершенно великую песню выдохнул, не исключено, что награду за жертву - вон у него кровь из груди хлещет, и слезы текут...



Кетцалькоатля, который изображался уже пернатым змеем, и был богом дневного света (вероятно, унаследован в таком виде у ольмеков), почитали тоже и построили ему особый храм. Вон он, со своей змеюкой для метания, стоит над рекой подземного мира...



Теотихуакан развалился в районе 6 века до нашей эры, по причине толком не известной, и местность пришла в некоторое запустение.


Майя всю дорогу были отдельно, они зародились в Чиапас, на юге всего, жили на полуострове Юкатан и частично на территории современной Гватемалы. Они добывали нефрит и жадеит, из которых делали украшения, и продавали на север. Майя были вовсе не бедные мирные ребята, пожранные гадами-ацтеками, как принято считать - сохранилось несколько картинок с жертвоприношением жены правителя, которая пронзает себе язык и щеки специально зазубренной иглой, принося кровь в жертву (видимо, прося победы); другая, с воинами, готовящимися к битве, и третья, где побежденным воинам вырывают ногти, которую я фотографировать не стал, ну их в баню.





А вот это довольно редкое изображение музыкальных инструментов - это другая часть фрески с ногтями, где шествие по случаю победы - и видно, что у них были по крайней мере маракасы и какое-то подобие лир:



У майя была последовательность империй, которые потихонечку тоже стали загибаться, хотя люди продолжали жить и торговать, и к 8-9 веке там оставались небольшие населенные пункты и заросшие джунглями храмы. Кетцалькоатль к ним тоже уже заполз, но изображался в виде змея, и на его изображениях стала появляться раковина.

Раковина вообще была вещь дорогая и редкая, так как хрупка и водится только на берегу: вот пример украшения, которому в нашей культуре соответствовала бы, наверное, золотая кольчуга:



В музее есть небольшой садик под открытым небом, где стоит огромный памятник вытащенный откуда-то из земель майя, изображающий брюхо горы, картины подземного, земного и небесного мира, и сидящего правителя.





А это Чак-Моль, майянский Тлалок - похож на статуэтки тлалочьих вестников, правда? Связь культур, все дела.




Примерно в 11 веке началась цивилизация тольтеков. Основным их городом была Тула (примерно в часе езды на север от развалин Теотихуакана), и они жили на территории центральной Мексики, чуть севернее бывшего Теотихуакана. У них был культ Тлалока и Кетцалькоатля, потому что он был у всех нормальных людей вокруг. Из того, что в Чечен-Итце есть постройки, похожие на тольтековские и предшествующие конфликтам, заключают, что они имели дело с майя до вторжения: в Туле и у майя нашли атлантов, аналогичных европейским, поддерживающих постройки.





Тольтеки сколько-то бодались с майя, дробились, расселялись, и в какой-то момент тоже отцвели.



Не знаю, что это за Лаокоон, но уж очень морда выразительная.




Тем временем, на развалины Теотихуакана в 1250 году прокрались ацтеки, которые искали воду. Последовательность событий выглядела так: самые большие города, на тот момент, были вокруг озера. Ацтеки стали обживать место, начиная с холма на западном берегу: их оттуда выгнали местные, но позволили жить на плохой земле по соседству, и их приютил местный король, потомок тольтеков. Тогда король ацтеков женился на дочери этого местного - который по соседству - короля. Однако, чтобы дева присоединилась к божествам, ее принесли в жертву (логично?), и на какой-то праздник жрец явился в ее коже. Тогда их выгнали и с плохой земли, и им ничего, не оставалось делать, как перебираться на остров - где conveniently приземлился на кактус орел со змеей. Цивилизация разрослась, и они построили свой город с блекджеком и пирамидами, считая тольтеков предками и заимствуя у них всякие хорошие идеи.

Примерная модель ацтекского города:



Картинка, кажется, со стены пирамиды Ягуаровой Стражи.



Обосновавшись и обжившись, эти милые ребята устроили храмы, и принялись за описанные в предыдущем дне бесчинства.

В музее есть стела с воином, который держит дротик особым способом, двумя пальцами, который позволяет метать его дальше.





Я попробовал, но так и не вкурил, почему это удобнее. Разве что замах в чем-то адекватнее, но тогда непонятно, какого размера должен быть дротик, чтобы это дало ощутимый перевес в бою, и если он такого размера, кому он вообще опасен.

Пресловутый календарь майя (тм), кстати, это не календарь, и не майя, а камень для жертвоприношения, и ацтеков - его начали резать и украшать, но он треснул сбоку, и его бросили.



Трещину сбоку видно довольно хорошо. Вон еще один такой же лежит:



Давид говорит, что эти камни использовались для какого-то аналога гладиаторских состязаний.


А вот это кольца для храмобола, привет Роулинг...




В том же зале стоит каменное изображение змееголовой мамаситы, пояс спереди и змеюбку сзади придерживают кокетливые черепушки. Как отличить перед от зада? Спереди ноги, сзади хвост. Жуть стремная, правда? Надо сказать, если фигура сделана хоть с каким-то соблюдением масштабов по отношению к черепушкам, росту богиня не офигеть высокого...






Сейчас будет довольно дурная фотография, но это надо видеть: это торжественный убор для процессий Монтесумы:



Копия. Оригинал хранится у австрийцев, и они недавно отказались менять его на какую-то кушетку дома Габсбургов,
принадлежавшую Максимилиану. Я их понимаю.


На втором этаже музея - раздел прикладных искусств и этнографии, туда мы доползли уже нога за ногу. Этнографические части музеев более или менее все на один лад, из особенного тут было только вот что:

Во-первых, чаша для святой воды с изображением кругового змея - явно ему просто отбили обе головы.



Но есть штука и поинтереснее - крест со змеиными головами в обе стороны, церковный, настоящий.



Для сравнения - вот произведение куда более раннее, ацтекское:



Правда, логика прослеживается?


Много было всякого рода предметов ремесла, у большинства народов схожих, были местные музыкальные инструменты, в частности - горизонтальная арфа, среднее арифметическое между моей Ровеной и японским кото,



и одна затейная лютня из броненосца (эдакая Архилохова черепаха):




Отдельно отличные (совершенно офигительные, я там минут двадцать провисел) бисерные работы индейского племени, которое употребляет в ритуальных целях пейотль. Давид говорил, что у них на этом месте некоторое непонимание с властями, потому что это, как ни крути, наркотик - а мастера кричат, что без пейотля не могут оддерживать традицию и воображать бисерную раскладку во всём необходимом объеме и разноцветье без смещения точки сборки.







Я сам по бисеру когда-то немало ткал, и имею сказать, что без нарисованной схемы это дофига нетривиально, так что логика запроса мне понятна; а Давид с горечью помянул правительство, которое во всё лезет и всё портит...


Уже в коридоре, скромно и не бросаясь в глаза, висит картина, сделанная по принципу мандалы, из цветного песка, и заклеенная так, что стоит вертикально.




После музея времени на замок не осталось, и мы пошли на площадь, встречаться с Митци.
Это история про шесть рукопожатий, как она есть: один симпатичный иранец, с которым мы иногда танцуем аргентинское танго в нашей местной корейской церкви, узнав, что мы едем в Мексику, кинул у себя на страничке клич, познакомил меня таким образом с Кристиной, а через нее - с Митци, которая живет в ДэЭфе, и была готова по рекомендации через третьи руки тусить вечером с двумя незнакомыми грингос, которые по-испански так себе. Мы решили встречаться на площади, потому что где еще - и обрели неожиданный бонус: оказалось, что каждые выходные там церемония снятия и повешения флага, с солдатами, которые поют песню, барабанщинками и горнистом.













Народу посмотреть собирается немалая толпа, и хорошо что мы встретились прежде, чем нас разогнали по периметру.




Митци очаровательная, докторит по токсикологии, а ее младший братишка Мануэль, который тоже прибежал тусоваться - студент, изучает здравоохранение. Он, герой, квартирует с сестренкой, чтобы ей не жить одной, а то мало ли что, и ездить учиться два часа в один конец каждый день. Мы пошли шляться, добрели мимо оперы до памятника президенту Бенито Хуаресу - белый, шикарный, очень чистый. Мануэль рассказывал, что уборщики ходят выковыривают жвачку из трещин и соскребают всякое (вот ведь, граждане несознательные, нашли где мусорить!), а я думал о том, что в Нью-Йорке подобный свадебный торт совершенно немыслим, он оказался бы тёмен от смога и запачкан через пару дней после установки, хотя смога тут не в пример меньше...



Памятник задней частью своей выходит на край старейшего в городе парка. Парк - очень чистый, с дорожками и фонтанами, совершенно европейский, очень толково разбит:



Мы с удовольствием через него прошлись, и отправились к монументу революции, о котором Мануэль сказал фразой из учебника: "он очень важен для нашей культуры", и полезли наверх. Там изрядно фонтанов, довольно красивых, с подсветкой, детворе на радость:





Сам монумент выстроен по принципу Триумфальной Арки, только с каким-то луковичным куполом - сверху виден город, ребята нам показывали где что.





Тем временем, стемнело, мы поймали такси, которых там водится во множестве, и вместе отправились обедать в кафе Такубу (ужасно славное). Мы собственно, сидели трепались, и поддразнивали Мануэля, который заказал шоколад с маисом, когда вдруг пришли живые музыканты о шести гитарах разного размера, от укулеле до полуконтрабаса, и отлично запели на голоса. Мы расстались с ребятами уже в ночи, у метро, и вернулись в отель, до которого было довольно близко - вообще, затея жить в гостинице в центре это правильно, а на улицах там довольно безопасно, если держаться улиц известных и освещенных.














 
Закладки: :
11 May 2013 ; 05:21 pm
 
 
( Post a new comment )
Очки
From:rudakov
Date:2013-05-11 09:46 pm (UTC)
(Link)
Интересно. Давай исчо! :)

P.S. Гримасы подсознания: прочитал последнюю фразу как "Но все они непристойны" и особенно долго втыкал в последнюю картинку - "Ну с ней-то что не так?" :)

Edited at 2013-05-11 09:48 pm (UTC)
From:seminarist
Date:2013-05-12 02:27 pm (UTC)
(Link)
Под одеждой она голая.
Chinese
From:dreiviertel
Date:2013-05-11 10:01 pm (UTC)
(Link)
О, спасибо, спасибо, жду продолжения!
Последняя фигурка очень трогательная.
From:rkatsyv
Date:2013-05-12 02:06 am (UTC)
(Link)
>Теотихуакан развалился в районе 6 века до нашей эры

Невозможно. Видимо все же 6 век нашей.
From:ikadell
Date:2013-05-12 05:30 am (UTC)
(Link)
Нашей, ага, я поправил уже.
From:alexanderr
Date:2013-05-12 02:15 am (UTC)
(Link)
а где же непристойные картинки?
крутил туда сюда, смотрел под всеми катами
но так ничего и не нашел
From:ikadell
Date:2013-05-12 05:29 am (UTC)
(Link)
Одна. Поглядите еще раз...
From:myrngwaur
Date:2013-05-12 02:18 am (UTC)
(Link)
Ауыыы! Как сам там побывал. Хотя много бы отдал за возможность всю эту жуть и красоту глазами-то пощупать. Спасибо!
From:ikadell
Date:2013-05-12 08:33 pm (UTC)
(Link)
Друже, самое дорогое в подобном путешествии это билет. Еда там втрое дешевле чем где угодно, билет на метро стоит семь центов, не то три, в музей - по-разному, но многие из них субсидированы; жилье разнится, в зависимости от запросов, но можно найти довольно недорого. Так что если соберетесь, можно уложиться в разумную сумму.
From:gomberg
Date:2013-05-12 04:38 am (UTC)
(Link)
Пара быстрых комментариев.

Музей Революции начали строить как Конгресс при Порфирио Диасе. Здание предполагалось гигантское. Построили остов парадного входа - и тут случилась революция и потребовалось место для ее музея :) Правнучка архитектора-француза владеет венской пекарней рядом с моим домом :)

Аламеду (парк) только-только переделали, открыли к 1 декабря прошлого года после года за забором. Раньше там все было не так чистенько. В частности убрали кучу старых деревьев и все кусты (чтобы за ними не прятались). Ну а 1ого декабря у нас была инаугурация президента и протестующие устроили там бои с битьем стекол и рисованием призывов к продовольственному суверенитету центрального микрорайона прямо на монументе Хуаресу. Я там оказался, по глупости, через пол часа после конца боев: кое-какие стекла с фасадов газетных редакций чуть мне по носу не попали. Мэр наш Эбрард, только что открывший вылизаный парк, бился в истерике и говорил, что их всех посадит. Но 5ого декабря его мэрство тоже кончилось, а при новом мэре из городского УК просто, кажись, убрали статью за беспорядки и всех отпустили (впрочем, как выяснилось, они изначально и задержали в значительной невесть кого). Чтобы почувствовать старый парк, надо зайти с краю, там где шахматные столики и остатки торговли: там так и не привели в порядк. Там рядом забавный мураль Риверы в отдельном музее: как раз про парк, и про историю. А рядом с парком стоило зайти в Музей Франца Майера: лучшее частное собрание искусства в городе. Ну и в полуквартале великолепнейший Музей Народного Искусства (в старой пожарной части). Я его очень люблю.
maestra
From:_teodora_
Date:2013-05-12 09:03 am (UTC)
(Link)
Правитель на пирамиде около музея - чисто гопник, и кепочка гопницкая.
Город Теотиуакан, h не читается же.
From:ikadell
Date:2013-05-12 02:36 pm (UTC)
(Link)
Есть такое дело. Очень выразительный...
Понял, сейчас поправлю.
winter
From:voproshatelniza
Date:2013-05-12 11:55 am (UTC)
(Link)
Я уже второй пост подряд тащусь с того сознательного орла, который со змеёй в когтях приземлился на кактус, когда им приспичило переселиться. А кактусы там какие, на них сидеть, даже если ты орёл, - это нормально? Или это был специальный такой магический кактус без колючек и в форме специально для когтей, занятых змеёй?

Пишете отлично, читаю и тащусь, спасибо! :)
From:gomberg
Date:2013-05-12 01:39 pm (UTC)
(Link)
Как сказано в мексиканской песне, "Прежде чем залезть на кактус, разрешения спроси". :))
From:seminarist
Date:2013-05-12 02:26 pm (UTC)
(Link)
Думаю, что это нередкое событие в тех местах, где водятся змеи, орлы и кактусы, но мало чего ещё.
From:gomberg
Date:2013-05-13 02:56 am (UTC)
(Link)
Да, еще заметил. Вокруг Музея Антропологии не ботанический сад, а наш "Центральный Парк": Чапультепек. Это огромное нечто, в трех "секциях", разделенных дорогами (в третьей я и сам за все 12 лет толком не бывал). В первой секции, самой населенной, находятся несколько музеев (не только Замок Чапультепек, в котором Исторический Музей, но и Музей Современного - в смысле Modern - Искусства, скажем), озеро с лодками, главный антиамериканский мемориал страны ("Детям Героям"), куда уже много поколений водят все амерканские делегаци цветы возлагать, главный наш зоопарк, и много чего еще, включая президентскую резиденцию Лос Пинос и полк охраны. Толпы там, порой, грандиозные, но довольно забавно. Во второй секции еще несколько музеев (Детский Музей, Музей Энергетической Комиссии), еще одно озеро с несколькими ресторанами, всякие американские горки и т.д. и т.п. Вне ограды парка, там где Музей Антропологии, еще рядом есть совершенно замечательный Музей Тамайо: лушчий (ну, может, один из двух теперь) в городе музей современного - в смысле Contemporary - искусства в городе.

А еще там совсем рядом, прямо на реформе, на той же стороне что и Антропология с Тамайо, теперь есть маленький свежеотремонтированый кусочек под названием Парк Мексикано-Азербайджанской дружбы, из-за которого Азербайджан чуть войну Мексике не объявил. Дело в том, что Азербайджанцы, из дружбы, выделили 5 миллионов североамериканских манатов на реконструкцию, но не просто за красивые глаза, а за то, чтобы поставить там памятник Гейдару прямо на Реформе. Там, вообще говоря, рядом стоят Черчиль и Тито, так что им показалось, что Гейдару самое там место. Поставили они там памятник на фоне беломраморной плиты в форме Азербайджана-как-он-должен-быть. Гейдар сидел в кресле, костюме, с галстуком, закинув ногу на ногу, и олицетворял, согласно надписи, память жертв геноцида в Ходжалы (я не выдумываю). Но тут кому-то тут рассказали, кто такой Гейдар и демократическая общественность возмутилась по самое немогу. Пако Кальдерон предложил просто-напросто переименовать монумент в Памятник Неизвестному Диктатору: мол, сойдет и за Пиночета, и за Ким Чен Ира. Но он тут был самый умеренный. В итоге, впрочем, Гейдара убрали, пообещав когда-нибудь купить для него специальный дом, куда его можно будет поставить, чтобы символизировать мексикано-азербайджанскую дружбу без публичного оскорбления демократических чувств местной общественности. Беломраморный Азербайджан, впрочем, оставили - как и типично-мексиканскую забегаловку под названием Кафе Баку на заднем плане. Азербайджан обиделся и пригрозил разорвать дипотношения: но пока не разорвал.
From:ikadell
Date:2013-05-13 03:21 am (UTC)
(Link)
Там как раз ботанический сад:) Кусочек Чапультепека, натурально, таблички висят и ограда.

Слушайте, какая история про Азербайджан!
From:lucem_glorifico
Date:2013-05-13 05:42 am (UTC)
(Link)
можно я тоже напишу банальное «клёво»?
merci bien!
From:ikadell
Date:2013-05-13 04:40 pm (UTC)
(Link)
спасибо:)
From:dyak
Date:2013-05-14 09:29 pm (UTC)
(Link)
Кстати в ЖЖ есть спец. по майя:

http://maoist.livejournal.com/
From:ikadell
Date:2013-05-14 09:42 pm (UTC)
(Link)
Ого! Интересно.
From:pohjois_sika
Date:2013-05-15 02:30 pm (UTC)
(Link)
"...Я тоже не готов вписать всю историю доиспанской Мексики в один пост, поэтому выбираю что запомнил, и будут лакуны."

На этом месте немедленно вспомнился Агасфер Лукич:

Агасфер Лукич из истории знает все.
Есть у него один-два пробела (например, Центральная Америка, шестой век, -
"тут я несколько поверхностен"...), но в остальном он совершенно
осведомлен, захватывающе многоглаголен и нарочито парадоксален. "Не так
все это было, - любит приговаривать он. - Совсем не так".

Спасибо, очень хороший рассказ. Может, когда-нибудь тоже побываю.
From:ikadell
Date:2013-05-15 06:17 pm (UTC)
(Link)
Благодарствуйте:)
book
From:m_l
Date:2013-06-10 06:34 pm (UTC)
(Link)
Спасибо.
Читаю вас давно, но тут уже не могу молчать - такие отчёты требуют благодарности читающего.

М
From:ikadell
Date:2013-06-10 07:08 pm (UTC)
(Link)
спасибо:) Скоро последний день выложу...
 
?

Log in